Точим цепь бензопилы своими руками. Все возможные и доступные способы

«Лесорубу, работающему тупым топором, посоветовали: — Наточи топор.

Он ответил: — Времени нет. Лес валить надо...»

Всем читателям большой привет!

Сегодня решил поведать об инструменте, без которого, как мне кажется, сегодня просто нельзя. Хороший инструмент должен хорошо работать, а это во многом зависит от его хозяина...

Уборка в осеннем саду, заготовка дровишек к зиме, строительство бани, ремонт деревянного забора потребуют не только время и желания, но и готовности «режущего» инструмента. Если это бензопила, то она должна быть правильно заточенной.

Конечно, есть платные специалисты, а у Вас, например, есть лишние деньги… Но мы знаем, что такая процедура выполняется периодически и поэтому возникает естественный вопрос: как наточить цепь бензопилы в домашних условиях? Про то и расскажу. Поехали!

Вначале о страшилках

Будете пилить тупой бензопилой, получите три отрицательных фактора:

  1. Снизите КПД Вашего процесса. Например, вместо двух кубов, напилите один (за то же время);
  2. Подвергнете интенсивному износу механизм, с риском разрушения ведущей звёздочки и шины;
  3. Получите повышенный расход топлива;

Есть ещё четвёртый, возможно не столь значимый фактор – «рваный» срез спила.

И конечно, больше устанете, будете (возможно) злиться на самого себя, типа «чего мне дураку, не наточить заранее, теперь мучайся…»

Вот вам тест-вопрос (фото справа). Догадайтесь, какая стружка «вышла» из-под острой и тупой цепи? (ответ будет ниже).

Как понять, что цепь затупилась

Симптомы:

  • Повышенные физические усилия;
  • Провисание (растягивание) цепи;
  • Вибрация и «подтормаживающее» прохождение распила;
  • Неточность распила и изменение вида опилок (они становятся неровными с острыми «игольчатыми» краями, мелкими и пыльными). Это уже ответ на тест.

«По мнению экспертов и по моему тоже: хорошо заточенные зубья, важнее мощности движка.»

Почему тупится? Причины, в общем, известны, но назову основные:

  • Интенсивная или объёмная работа;
  • Случайное соприкосновение с камнем, землёй, твёрдыми сучками и т.п.;
  • Неумелое обращение (широкое понятие).

О зубьях бензопилы

Зубья бензопилы имеют специфическую геометрию. Надо понимать и знать, какая их часть подлежит заточке. Вообще «логика» среза древесины напоминает рубанок.

Режущая поверхность состоит из двух кромок. Одна боковая, другая — немного скошенная. Ограничительный элемент глубины пропила регулирует габарит стружки в толщине. Рассмотрим подробнее. Элементы режуще-рабочего звена устроены так:

  1. Основание с отверстиями под ось;
  2. Лопатка зуба;
  3. Ограничитель глубины пропила;
  4. Торцевая грань лезвия (размещение – по вертикали);
  5. Верхняя грань лезвия (размещение – горизонтально);

         Заточенная кромка                                 Затупленная                  После прикосновения с грунтом

После заточки, высота ограничителя и угол заточенных рабочих кромок, не должны сильно отличаться от параметров заданных производителем. Это важное условие и за ним нужен «глаз да глаз». Иначе, пила не будет работать, как положено.

Нельзя чрезмерно стачивать или менять расположение звеньев. От идентичности их расположения зависит нормальная работа инструмента. В противном случае, вероятны повышенные нагрузки на корпус, шину и двигатель. Срез может получаться кривым. Также есть небольшая вероятность разрыва цепи.

Возможные способы и методы заточки цепи

Работаем напильником

Лучшее решение – это простые «прибамбасы» для точильных работ. В этот набор входит круглый и плоский напильник, особые державки, шаблон-калибр, крючок для удаления стружки и пр. Конструктивно, «приспособы» могут отличаться, но функционал имеет общую логику.

Диаметр круглого напильника напрямую зависит от размера цепи:

  • — Цепи с ø 1,3 – требуют напильник ø 4 мм (применяется гораздо чаще);
  • — Цепи с ø 1,6 – требуют напильник ø 5,2 мм;
  • — Для заточки ограничителя глубины, используют плоский напильник.

Процесс заточкикак наточить цепь бензопилы своими руками

  1. Предварительно «включив» цепной тормоз, крепко зажмите шину бензопилы в тиски (крепко зажатая пила – залог успешной заточки)
  2. Установите шаблон так, чтобы «стрелка» была направлена к «носу» шины. Обязательно пометьте (можно мелом) тот зуб, с которого начали заточку, иначе можете пойти по второму кругу;
  3. Выполняйте заточку в сторону, указанную стрелками. Помните, на каждом зубе цепи имеется специальная заводская насечка. Она указывает максимальный угол заточки.
  4. Кроме режущего зуба, на каждом звене имеются ограничители. Их заточка проводится по мере надобности. Это необходимо в том случае, когда в результате заточек снижается высота зуба, и появляются проблемы в работе бензопилы. Как правило, ограничитель подтачивают через 2-3 заточки зубьев;

«Если навыков в заточке нет, лучше начинать с недорогих цепей».

 Рекомендации:

  • Напильник не должен заходить за верхнюю часть режущей кромки, более чем на 1/5 рабочей части напильника. Нажим проводится с одинаковым усилием;
  • Движение точильного инструмента выполняется в одну сторону «от себя», причём кол-во движений для каждого зуба должно быть равным;
  • Для заточки вертикальной плоскости, положение напильника должно быть под прямым углом;
  • Для заточки горизонтальной плоскости, положение напильника, под углом 20-30°
  • Если есть зубья разной высоты, ориентир – самый маленький.

Достоинства: Возможность «зарядить пилу» в полевых условиях. При этом дёшево.

Недостатки: Занимает время и силу. При этом быстро «убивает» напильник. Кстати, о напильниках: лучше заплатить немного больше и взять качественный товар, чем приобрести за 40-50 рублей и выбросить его после первой же заточки (проверено на практике). И ещё, если цепь так «хорошо пропахала» почву, что её режущая кромка изменила первоначальную форму, точить напильником – трудно и совсем не быстро.

Точим болгаркой

Как наточить цепь бензопилы в домашних условияхПрофессионалы считают данную работу, первобытной. Есть риск повреждения шины, и не только...

Процесс (с виду легко, но на самом деле — сложно)

  1. Цепь также остаётся на шине;
  2. Крепим на болгарку отрезной диск по металлу толщиной 1,5-2 мм. Желательно брать не новый, то есть, с подработанной кромкой;
  3. Перед цепью и шиной ставим преграду (щепка сойдёт);
  4. Проводим заточку под нужным углом;
  5. По завершении работы, цепь надо, как следует, подтянуть.

При профессиональном подходе и «набитой руке», количество заточек может в данном случае быть более 7.

«Новичку, лучше не «экспериментировать» с пилой, цепью и... своими частями тела!»

Достоинства метода: Быстро, дёшево и не отнимает силы;

Недостатки: Нужны особые навыки, твёрдая рука и умение соблюдать технику безопасности.

Электрические заточные станки

Они оснащены специальными функциями настройки, помогающими расположить цепь под определённым углом. При этом, возможно точно и аккуратно подвести диск к зубьям цепи. Есть станки, оборудованные автоматическими тисками. Они включаются при подводе диска к затачиваемой кромке. Удобство и функциональность, конечно высокая. Можно найти модели и по «подъёмным» ценам.

Станки с «ручным приводом»

Конструкция такого станка похожа на лучковую пилу. Только, там где расположено полотно пилы, находится круглый напильник. Таким станком можно точить и править зубья, подгоняя соразмерность верхних кромок к наименьшему (контрольному) размеру. Механизм позволяет точно выставить параметры. После настройки по «контрольному» зубу, заточка проводится двумя-тремя движениями. А дальше переход — к следующему зубу.

Когда необходимо сточить ограничитель, круглый напильник меняем на плоский.

Достоинства метода: Позволяет качественно, удобно и без больших физических затрат заточить зубья, в том числе, потерявших первоначальную форму.

Недостатки: Цена инструмента и удалённость от возможного участка эксплуатации пилы.

«После окончания «точильных процедур», продуйте цепь сжатым воздухом (от компрессора или насоса) и положите ненадолго в чистое моторное масло. Конечно, такие мероприятия почти никто не делает, но для цепи, они пойдут только на пользу.»

Что выбрать для заточки, решать Вам. Это связано с тем, как часто Вы работаете бензопилой. От аккуратности обращения с ней. От качества купленной цепи. Ну и, конечно, от возможности потратить энную сумму. Сравнивать методы нельзя, ибо как гласит немецкая поговорка — «яблоки надо сравнивать с яблоками».

В заключение темы – некоторые советы экспертов:

  • Перед началом работы – обкатайте цепь. Для этого, прогоните цепь на невысоких оборотах ≈ 1 минуту. За этот период, смазка попадёт на каждую нужную деталь, а цепь и звёздочка прогреются и «притрутся» друг к другу. Если надо, отрегулируйте натяжение (после остывания цепи);
    Хорошо заточенный зуб
    Хорошо заточенный зуб
  • Постоянно смотрите за цепью. Она должна быть хорошо натянутой. Особо важно, когда в процессе работы, пилу наклоняют набок. Помните: цепь с плохим натяжением травмоопасна;
  • Своевременно точите. По возможности применяйте электрический станок. Это быстрее, легче, но и накладней;
  • Не стоит забывать о регулярной смазке пильной цепи, а следовательно, и всей шины. При недостатке смазки или применении несоответствующего смазочного материала, цепь может слететь с носка шины (а скорость её разгона достигает ≈ 100 км/ч);
  • Никогда не пользуйтесь отработанным автомобильным маслом. Только качественное специализированное или на крайний случай — чистый «автол».
  • Контролируйте глубину пропила, в части регулировки и заправки. Проверяйте это после 3-4 заточек.

 «Объявление в газете: Меняю бензопилу на протез».

Надеюсь, информация была в меру полезна. Если да, то подписывайтесь в блоге на обновления и делитесь статьёй с друзьями… Всего Вам доброго. Удачи!

Цитата мудрости: Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится (Белинский).