Регистрация дома после строительства: осведомлён, значит, вооружён!
Когда-то я услышал фразу: «Осведомлён, значит, вооружён. Вооружён, значит, защищён!» Я не помню, кто автор этих слов, но, как говорится, «Не в бровь, а в глаз».
К чему это предисловие? Дело в том, что сегодня я хочу поговорить на очень важную и серьёзную тему: «как зарегистрировать построенный дом на участке». Ведь без законной регистрации никакое помещение не сможет стать собственностью. Что это значит?
Ни продать, ни оформить наследство, ни подарить, ни сдать в аренду, ни обменять построенное помещение хозяин не имеет права. Почему? Ну, потому что официально этого сооружения нет. Его попросту не существует. Ввиду чего зарегистрировать дом необходимо как можно быстрее. Как это сделать? Сейчас обсудим.
Из этой статьи вы узнаете:
Регистрация построенного дома: юридические тонкости
Общие сведения о «Дачной амнистии»
До 1 марта 2015 года процесс оформления построенного здания требовал уйму времени, нервов и денежных средств. А с 1 марта 2015 года действует закон, позволяющий зарегистрировать сооружение по новой (упрощённой) системе. Называется «Дачная амнистия». Программа неимоверно облегчает трудоёмкую и затратную операцию.
Так как в нашей стране новые законопроекты «растут, как грибы после дождя», то сразу внесу некоторую корректировку. То, что актуально сегодня, завтра может уже не работать. То есть, сегодня Вы оформляете документы одним способом, а завтра уже другим. Обратите на это внимание…
Перечень объектов, попадающих под программу
По этой программе можно зарегистрировать в собственность следующие объекты:
- конструкции, расположенные на участках, предназначение которых – дачная работа;
- дома на садовом участке, выданном для хозяйственной практики;
- хозяйственные постройки, сооруженные в области для ЛПХ и ИЖС;
- недвижимость, не требующая получения разрешения на застройку.
Преимущества проекта
Достоинства программы такие:
- сравнительно разумная цена;
- быстрое узаконение сооружения;
- возможность приватизации сооружений, построенных на территории, предназначающейся для осуществления хозяйственной практики без каких-либо запросов в надзирательные органы.
Категории людей, которым разрешается пользоваться новой программой
Воспользоваться проектом могут такие категории людей:
- граждане, владеющие землей пожизненно;
- лица, которые могут пользоваться территорией на бессрочной основе;
- владельцы участка (собственности юр. лица), ведущих хозяйственную работу.
Вышеперечисленные граждане имеют право зарегистрировать строение почти бесплатно (вносится только госпошлина за услугу оформления).
Условия для оформления сооружения согласно проекту
Основное требование к объектам – сооружение на территории, имеющей целевое назначение. Если, например, человек построит жилище на участке, предназначающемся, скажем, для огородничества, то получить разрешение на регистрацию он не сможет. Кроме того, если строение было возведено без согласия органов градостроения, оно является самовольным, что означает невозможность получения права на дом. Будьте бдительны.
Нюансы оформления
Чтобы зарегистрировать объект недвижимости, нужно пройти несколько «испытаний».
Пригодность помещения к проживанию
Чтобы пройти процедуру регистрации, изначально дом проверяется на пригодность к жизни в нём. Что берётся во внимание? Очень много факторов – это:
- наличие кадастрового номера;
- нормальное обустройство, не наносящее вред здоровью человека;
- наличие защиты от «вторжения» дождевой и грунтовой воды, вот пример;
- качество элементов сооружения, отвечающих за безопасность объекта;
- наличие конструкции, бесперебойно отводящей воду;
- возможность монтажа инженерно-технических элементов;
- отсутствие вредных веществ в строении.
Дом не пройдет проверку на пригодность, если он:
- физически изношен;
- не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам;
- не соответствует гигиеническим требованиям;
- расположен на территории, подверженной техногенным авариям;
- повреждён взрывами, пожаром, землетрясением и т. д.
Естественно, нового дома не касается категория «Физический износ», но всё остальное может усложнить процедуру регистрации.
Документация
Чтобы объект получил статус «Жилой дом», необходимо предоставить:
- заявление собственника жилья;
- паспорт владельца;
- план объекта;
- документы на строение;
- проект сооружения.
Комиссия
Заключение о признании строения жильем выдается комиссией, которая состоит из представителей:
- архитектуры и градостроительства;
- местного жилищного надзора;
- исполнительного муниципального органа;
- проектно-изыскательной организации;
- санитарно-эпидемиологической службы;
- БТИ;
- пожарной инспекции;
- экологии.
Комиссия рассматривает заявление в течение 45 дней с момента подачи. А заключение выдаётся на протяжении 3 дней с момента принятия решения.
Присвоение адреса
Да, новый дом не имеет даже адреса. Поэтому его следует «Вашему творчеству» присвоить. Это можно сделать в органах муниципальной власти. Требуется при себе иметь заявление, а также документы, которые подтверждают право гражданина на территорию и объект. Присвоение адреса строению занимает, как правило, 1 месяц. После чего заявитель получает кадастровый паспорт с адресом.
«Бумаги» потребуются такие:
- паспорт владельца;
- проект сооружения;
- заявление о присвоении объекту статуса «Жилой дом»;
- план и описание сооружения;
- право собственности на объект.
Регистрация
Как видите, строительство дома – это только полдела. Самое сложное ещё впереди, точнее — тягомутное (с моей точки зрения). Итак, как и где регистрировать дом? Ух, придётся побегать.
Представляю пошаговую инструкцию сего занимательного процесса. Итак, нужно:
- заказать информацию на участок из Росреестра;
- сделать геодезические измерения объекта;
- заполнить декларацию;
- оформить технический план;
- отнести технический план в кадастровую палату;
- получить кадастровый паспорт (о нём мы говорили ранее);
- отправить пакет документов в орган регистрации;
- получить Свидетельство о регистрации.
Документы для оформления права собственности на жилище
Заявление и декларация – это основные документы, которые требуются для регистрации жилища в собственность.
Чтобы их получить, необходимы:
- паспорт;
- технический паспорт;
- документ, подтверждающий право на территорию;
- кадастровый план;
- кадастровый паспорт;
- квитанция о внесении оплаты госпошлины.
При наличии этих документов представители Росрегистрации выдают 2 бланка – заявление и декларацию. Их нужно крайне внимательно заполнить и приложить к вышеперечисленным документам.
«Бумаги» рассматриваются на протяжении 30 суток с момента подачи. Если всё в порядке, выдаётся свидетельство права собственности на дом.
Причины отказа
Да, Вы всё правильно поняли. Комиссия может отказать в оформлении права собственности на объект за городом. Это, как правило, происходит по следующим причинам:
- несоответствие сведений о площади;
- отклонение информации о границах;
- отсутствие некоторых документов.
В таком случае, нужно ещё раз всё хорошенько перепроверить. Если же, всё в порядке, необходимо написать исковое заявление в суд.
Конечно же, процедуру регистрации жилища сложно назвать лёгкой, так как она требует терпения и времени. Поэтому, если по каким-то причинам Вы не желаете «наслаждаться» изнурительной беготнёй по разным инстанциям, поручите дело организации, специализирующейся на операциях регистрации объекта в собственность.
Быстрого оформления, уважаемые читатели! Подписывайтесь на обновления блога и новая актуальная информация по строительству, будет всегда на Вашем рабочем столе. Мира Вам и Вашей семье! Пока!
Цитата мудрости: Лишь очень немногие живут сегодняшним днём. Большинство готовится жить позднее (Джонатан Свифт).
Первоисточник юридической информации: сайт http://propertyhelp.ru/
Добрый день.
Подскажите, а разрешение на строительство не требуется? В статье ни слова про этот документ.
Спасибо.
Александр, приветствую! Да, конечно, разрешение на строительство у вас уже должно быть на руках (Градостроительный кодекс РФ9п.9ст.51)